Логомаг

Развитие зрительного восприятия

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Игровое пособие «Радужная мозаика» для развития зрительного восприятияРазвитие зрительного восприятия

Материал подготовлен
Абрамовой Татьяной Леонидовной, воспитателем коррекционной группы детей с нарушением зрения
г.Москва


Одним из приоритетных направлений коррекционно—развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией  испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки, развитию зрительного восприятия. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.

У детей с косоглазием и амблиопией за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения в микроплоскости, овладении пространственными терминами.

Работая над проблемой – коррекцией нарушения зрения, считаю, что одним  из эффективных средств развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития  мелкой моторики  может стать игровое пособие «Радужная мозаика». 


 




В нем использовано игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками. Формирование мелкой моторики приобретает у детей дошкольного   возраста одно из главных значений  в общем комплексе коррекционных мероприятий.

 В игровом пособие  ярко выражена   наглядность, в виде полосок  одинаковой величины разных цветов спектра, больших и маленьких кармашков разных цветов спектра, набора бабочек разных цветов, изображения   предметов разной величины и разного цвета.

Я начала использовать  в своей работе по коррекции зрения это дидактическое пособие, которое впоследствии усовершенствовалось, добавлялись элементы, разрабатывались упражнения,   которые делают игру интересной, эмоционально  - окрашенной, развивают цветовосприятие, совершенствуют  мелкую  моторику рук и развитие зрительно- двигательной координации и конечно исключают монотонность и скуку. 

Общие цели и задачи к игровому пособию:

- Формирование и развитие цветовосприятия

- Развитие умения сравнивать предметы по величине

- Совершенствование мелкой моторики рук и развитие зрительно- двигательной координации.

- Формирование и развитие ориентировки в микропространстве

- Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки

- Формирование навыка  составления самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и творческого характера.

- Активизация ряда психических процессов: восприятия, памяти,  воображения.

- Формирование умения сотрудничать друг с другом (работать парами) и с взрослыми

В игру входят

Данное игровое пособие состоит из нескольких частей. 

1. Игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками.

2. Игровое поле с липучками и семью   полосками  одинаковой величины разных цветов спектра: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая.

3. Игровое поле, поделенное на семь частей, прикрепленных между собой шнурками разных цветов. На каждой  из частей основные оттенки цветов:  красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

4. Игровое поле с липучками. Набор бабочек разных цветов (9 штук)

5. Большие и маленькие кармашки разных цветов спектра, соединенные между собой пуговицами и кнопками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,  синий, фиолетовый.

 6.Изображения   предметов разной величины и разного цвета.

Основные функции игрового пособия «Радужная мозаика».

Игровое пособие  «Радужная мозаика» является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель заботится об усложнении игры, придумывает различные упражнения, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес можно вместе с ними придумать более сложные правила.

Игровое пособие  «Радужная мозаика»  выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Игровое пособие  развивает сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом,  величиной предмета позволило создать систему  упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия.

Содержание игрового пособия «Радужная мозаика» формирует у детей правильное отношение к  предметам окружающего мира.

С помощью игрового пособия  развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В упражнение "Угадай, что  задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. 

Эстетическое воспитание. Дидактическое пособие  соответствует  гигиеническим и эстетическим требованиям:  оно представлено перед нами в ярких  красках,  привлекает внимание, вызывает желание играть с ним.

Физическое воспитание. Игровое пособие  создаёт положительный эмоциональный подъём,  требует определённого напряжения нервной системы. В данном пособие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки

Развитие связной речи:

- учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова

- учить детей строить высказывания, состоящие из предложений (Пошел цыпленок …  Там он встретил… Они стали…) 

– учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы  по предложенным на игре персонажам  с помощью воспитателя

- составлять по персонажам небольшие рассказы сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

–коллективное составление рассказа при непосредственной роли воспитателя

 –развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности,

Развитие умения сравнивать предметы по величине:

- развитие умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые

-  развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания - «Найди большую…, маленькую..», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?» и т.д.

- упражнять  в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов

- зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения

Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:

- учить определять положение предметов по отношению друг к другу:  справа-слев,, вверху-внизу.

- брать предметы  рукой и располагать их в микроплоскости по указанию педагога

- познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи

- учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) сторону, середину, верхний правый(левый) угол, нижний левый (правый) угол и т.д.

- учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому

- определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве

- учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний:  «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п.

 – учить располагать предметы на плоскости: посередине, слева, справа, друг за другом, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.

Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки:

- находить предметы определенного цвета, величины

- соотносить  сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов,

- формировать умение узнавать и называть цвет реальных предметов

- учить делать обобщения, совершенствовать умения группировать предметы по признакам

Развитие зрительного восприятия:

- развивать цветовосприятия,  различать и называть основные цвета  спектра (красный, желтый, зеленый, синий и т. д.)

- соотносить  сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов,

- находить предметы определенного цвета, величины

- группировать предметы  по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые предметы»

– учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

- правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов

Развитие и осязания мелкой моторики:

- формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.

Данное пособие предназначено для работы тифлопедагогов, психологов, логопедов и воспитателей, для индивидуальной и подгрупповой работы.

Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, используется с разными зрительными и речевыми патологиями.

Эта игра активно используется в нашем учреждении при работе на индивидуальных занятиях с детьми , для формировании сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,  зрительного внимания, зрительной памяти, развитие мелкой моторики, развитие цветовосприятия, развития пространственной ориентировки в микропространстве. Игра вызывает живой интерес у детей, дети с увлечением выполняют игровые упражнения.


Елена Власова 21.06.2014, 17:22 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: